Дети и лекарства
Можно ли повлиять на отношение родителей к лечению гриппа и простуды у детей?
Н.А.ЧЕБОТАРЕНКО, руководитель программы «Дети и лекарства»
2007 г. был объявлен Всемирной организацией здравоохранения Годом повышенного внимания к детям, детским лекарственным формам и дозировкам препаратов. Необходимость этого вызвана распространением самолечения, повышением доступа к лекарствам, увлечением медикаментозными методами лечения. Широко распространено нерациональное назначение и применение антибактериальных препаратов. Как возникает привычка принимать антибиотики при гриппе и простуде? В каком возрасте формируется представление, что при любом недомогании необходимы лекарства?
Мало кто задумывается над тем, что антибиотики, спасавшие жизни во время второй мировой войны, сегодня не являются чудодейственными и всемогущими, как представлялось после их открытия. Почти никто не знает, что далеко не все недомогания и даже заболевания нуждаются в лечении химическими препаратами, а их прием может не только принести пользу, но и навредить. Резистентность (или устойчивость) к антибиотикам неуклонно растет, и специалисты ищут выход из этой ситуации.
Исследовательская группа лекарственного центра в Молдове – «DrugInfo Moldova» – выдвинула гипотезу: обучение разумному отношению к антибиотикам при гриппе и простуде следует начинать в школе, на доступном детям языке, используя игры. В марте 1998 г. специалисты «DrugInfo Moldova» в сотрудничестве с профессором Patricia J Bush (Университет Georgetown, США) приступили к разработке программы «Дети и лекарства».
Первый этап исследований среди школьников выявил, в частности, что дети школьного возраста довольно часто посещают аптеки – как по просьбе родителей, так и самостоятельно. В условиях рыночной экономики аптечные работники отпускают лекарства детям, не всегда спрашивая рецепт, и зачастую сами рекомендуют, чем лечить то или иное заболевание.
Еще одним важным открытием стало влияние родителей, а также бабушек (в основном) и дедушек на формирование привычки «глотать» таблетки при первых симптомах недомогания, подъеме температуры и просто «от головной боли». Мамы стремятся пораньше начать лечение антибиотиками (чтобы ребенок быстрее поправился и вернулся в садик или школу), папы сами принимают их уже при температуре 370С. Детям ничего не остается, как перенять эту привычку.
Основная цель образовательной программы «Дети и лекарства» – воспитание разумного отношения к потреблению лекарств, начиная с детских лет. Ключевой была идея о подготовке группы школьников-фасилитаторов 12-13 лет, которые сами могли бы проводить занятия для сверстников и родителей.
Итак, главной целью проекта, осуществленного в 2002-2005 гг., стала подготовка, проведение и оценка эффективности школьной образовательной программы «Скажем НЕТ антибиотикам при гриппе и ОРВИ». Основным инструментом явился анкетный опрос детей и родителей. Разработке анкеты предшествовало проведение «фокусных групп» с учителями, врачами-педиатрами, самими школьниками и их родителями. В течение марта 2003 г. было проведено анкетирование учащихся шестых классов всех школ двух районов г. Кишинева. Всего было получено 3586 анкет от школьников и 2716 – от их родителей.
Первоначальное исследование показало: 73% школьников болели простудными заболеваниями в течение последней зимы, при этом 51% из них пили антибиотики; 31% «что-то принимали», но не могли назвать препараты. Взрослые болели меньше – 57%, однако антибиотики принимали 76% болевших родителей. Школьники (74%) и их родители (89%) верили: антибиотики нужно принимать при гриппе и простуде, хотя 50% детей и 75% взрослых знали, что грипп и простуда – заболевания вирусные. По результатам анкетирования стало очевидным, что необходимо восполнить пробел знаний, прежде всего, у родителей, и дать новые знания детям.
Второй этап состоял в подготовке команды фасилитаторов для проведения образовательной программы в школах. Из 350 ребят, изъявивших на первом этапе желание участвовать в проекте, через полгода осталось немногим более 50. Во время практических занятий школьники (уже семиклассники) знакомились с основными легко запоминающимися принципами, которые они должны были усвоить и передать в дальнейшем своим сверстникам и родителям:
- антибиотики не помогают при гриппе и простуде;
- причина гриппа и простуды – вирусы;
- антибиотики не убивают вирусы;
- не принимать антибиотики при гриппе и простуде.
Интерактивные методики, игры, практические занятия в аптеках, показательные сессии, съемки видеоклипов по теме программы, выпуск брошюр, листовок, плаката, разработка логотипа – все это способствовало эффективному обучению. Даже непростые темы («Генерическое и торговое наименования лекарственного препарата», «Что и как читать на упаковке лекарственного препарата», «Какие вопросы необходимо задавать фармацевту и врачу») были легко освоены детьми.
Затем образовательная программа проходила «обкатку» в школе №21 Кишинева (для чистоты эксперимента была определена контрольная группа – участвовавшие в анкетировании ученики другой школы и их родители). На этом этапе фасилитаторы провели 6 уроков по 45 минут, раздали буклеты, плакаты, листовки, продемонстрировали видеоклипы. Родители проходили обучение на собраниях.
Третий этап проекта начался весной 2004 г. с повторного анкетирования детей и их родителей. Им задали те же вопросы, а ответы сравнили с результатами анкетирования первого и второго этапов. Данные обрабатывались при помощи программы SPSS. Выяснилось, что в обучаемой группе прием антибиотиков у родителей снизился на 34,2%, у детей – на 12,9%. При этом школьники смогли назвать фармакологическое действие применяемых препаратов. В контрольной группе, где занятия не проводились, прием антибиотиков у детей даже увеличился – на 5,2%.
В 2005 г. была проведена первая Летняя школа по подготовке новой команды школьников-фасилитаторов. Трое из них участвовали в Международной конференции по проблемам лекарственного образования для детей в Швеции, на которой они узнали, что в ряде стран осуществляются государственные программы, направленные на снижение применения антибиотиков при гриппе и простуде. В Австралии, например, выпущен красочный буклет «Harvey catches a cold» для родителей и детей. В Финляндии учителей начальных классов готовят для обучения детей разумному отношению к лекарствам и создали специальный учебник (он опубликован на сайте www.uku.fi/medicinescurriculum).
В 2006 г. программа «Дети и лекарства» вступила в новую фазу. «DrugIngo Moldova» была подготовлена образовательная программа для детского сада. Ее цель – изменить отношение родителей к применению антибиотиков в лечении простудных заболеваний у детей дошкольного возраста. Именно в этой возрастной группе такие заболевания наиболее часты, и попытки справиться с ними при помощи антибиотиков, как правило, приводят к снижению иммунитета и развитию у ребенка дисбактериоза, а нередко и аллергизации.
В этот пилотный проект был вовлечен 21 детский сад районного центра Бричень, что на севере Молдовы, и г. Тирасполь. Его поддержали местная госадминистрация, органы здравоохранения, отделы образования и дошкольного воспитания, врачи, фармацевты аптек. На начальном этапе воспитатели детских садов провели анкетирование 1245 родителей с целью выявления уровня знаний о применении антибиотиков при простудных заболеваниях у детей. Анкета содержала 15 вопросов, для ответов на которые требовалось не более 5 минут.
Анкетирование показало, что за прошедший зимний период из 1245 детей болело простудными заболеваниями 72%. Из них перенесли простуду: один раз – 33%, два раза – 26%, три и более раза – 13%. У 22% детей заболевание длилось до 3-х дней, у 51% – до 7 дней, у 2% – до 14 дней, у 5%- свыше двух недель. Антибиотики принимали 76% всех заболевших детей (в 69% случаев их назначал врач, в 7% посоветовал фармацевт, в 24% родители самостоятельно приняли решение о применении антибиотика). Согласно мнению родителей, антибиотики уничтожают бактерии (17% респондентов), вирусы (36%), вирусы и бактерии (37%). Только 10% не знают, на что действуют антибиотики.
В утреннике «Скажем НЕТ антибиотикам при гриппе и простуде», сценарий которого написали сотрудники «DrugInfo Moldova», участвовали известные сказочные герои: Доктор Айболит, Карлсон, Доктор Пилюлькин, Незнайка, бременские музыканты и такие персонажи, как вирусы, бактерии, антибиотики. Каждый детский сад имел возможность менять сценарий, сохранив основную идею: антибиотики не помогают при вирусных заболеваниях, они эффективны и незаменимы в лечении бактериальной инфекции. Во многих детсадах на утренниках шла также речь о личной гигиене ребенка: мытье рук (и не только во время простуды), использование одноразовых бумажных носовых платков вместо тканевых, являющихся рассадником микробов и вирусов. Зрителями были дети младших групп, а артистами – дети постарше, воспитатели, родители. Несмотря на сугубо медицинскую тему, утренники получились интересными и веселыми – с костюмами, декорациями, музыкальным сопровождением.
Результаты пилотных образовательных программ в школах и детских садах позволяют ответить «Да» на вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Кроме того, был сделан вывод о том, что полезно проводить специальные встречи для родителей, чтобы они могли получить ответы на вопросы, утвердиться в понимании проблемы.
По итогам двух проектов в июне 2007 г. в Молдове состоялась конференция «Глобальные приоритеты: образование детей в области лекарств и лучшие лекарства – детям». Ее почетными гостями были ведущие специалисты медицинских и фармацевтических школ США, Новой Зеландии, Ирландии. Участники форума обсуждали: кто, когда и где должен создавать программы по обучению детей дошкольного и школьного возрастов разумному отношению к лекарствам; дали анализ ситуации с наличием детских дозировок и детских лекарственных форм; обозначили сильные и слабые стороны существующих образовательных программ. В приветственном письме участникам конференции директор Департамента ВОЗ по лекарственной политике Hans V. Hogerzeil отметил, что «…страны должны принимать во внимание важность программ по обучению разумному отношению к лекарствам в рамках школьного образования и рассматривать их как эффективный метод воздействия на население в целом».
Проект «Дети и лекарства» одобрен Минздравом РМ, а Министерство образования заключило с «Druginfo Moldova» контракт о внедрении образовательной программы по всей республике.
В Великобритании создан электронный канал информации e-Bug, обучающий детей и подростков разумному отношению к антибиотикам и правилам гигиены при гриппе и простуде. Данный ресурс, направлен на укрепление понимания важной роли антибиотиков в лечение бактериальных инфекционных заболеваний и факторов развития антимикробной резистентности в связи с необоснованно широким применением антибиотиков. На сайте приведены обучающие материалы, интерактивные игры и опросы.